ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Информационно-методический центр
Управления образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края

МЕНЮ

Представляем вашему вниманию технологию развития эмоционального интеллекта детей

Работа проведена воспитателем МБДОУ № 3 Емельяновой Еленой Александровной с детьми первой и второй младшей группы.

 

«Как научить учиться: эмоциональное развитие и современные подходы к образованию»

Цель: повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в области развития эмоционального интеллекта детей и совершенствование практических умений к проектированию и осуществлению образовательного процесса у педагогов.

Задачи: 1. Кnow - Познакомиться с социально – эмоциональным подходом к обучению и современными трендами образования.

  1. Can - Построить план занятий по принципам социально – эмоционального подхода.
  2. Do – практики развития EQи оформление плана занятия.

Как происходит интеллектуальное развитие, и задействованы ли в нем эмоции ребенка? Конечно, задействованы. Дело в том, что интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка неразрывно связаны. Для того чтобы усваивать новую информацию, малышу важно ощущать заинтересованность, испытывать положительные эмоции. Если ребенку неинтересно, он не испытывает удовольствия, то вряд ли информация будет усвоена.

Познавательные эмоции: как они помогают?

Что это за понятие – познавательные эмоции? К ним относятся: чувство догадки, недоумение, удивление, любознательность, чувство ясности или смутности мысли, радость открытия, любознательность. То есть, все те эмоции, которые возникают при соприкосновении с чем-то неизведанным и новым, и при этом интересным. Такие эмоции позволяют стимулировать познавательный процесс, развивать интеллект, творческие способности, выработать свое отношение к окружающему миру. Поскольку ребенок в раннем возрасте еще не умеет обрабатывать информацию логически, он обрабатывает ее опытным путем. А так как эмоции еще не развиты, интеллектуальная работа не проводится. Именно поэтому прежде чем обучать малыша, надо заинтересовать его, затронуть эмоции. Тогда непосредственно образовательная деятельность пройдет результативно.В дошкольном возрасте формируется умение разбираться в своих эмоциях и чужих. В этот период важно обеспечить получение положительных эмоций и, конечно, частично связать их с занятиями, развивающими интеллект. Как видите, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка дополняют друг друга. Поэтому, чтобы развивать ребенка в полной мере, необходимо правильно развивать и использовать эмоциональную сферу.

Как связывать эмоции с интеллектуальным развитием?

Это можно делать в игре или творческой деятельности. Если целенаправленно учить ребенка, он вряд ли что-то хорошо усвоит. Наоборот, занятия, как в школе могут убить тягу к новому. И позже, в школе ребенок не захочет учиться, так как получит отрицательные эмоции, связанные с обучением. А вот игра или творческие занятия вызывают положительные эмоции. Тем более игра – это основное занятие любого малыша. Поэтому если проводить обучение незаметно, во время различных игр, учеба даст результат. Все занятия надо строить именно таким образом. Например, во время рисования –формировать умение различать цвета, во время построения башенки из кубиков с буквами – учить буквы, во время прогулки – рассказывать о птицах и растениях. Ребенок быстрее усвоит информацию именно во время таких занятий. Кроме того, если правильно развивать интеллект малыша, в школу он пойдет с удовольствием. Ведь процесс познания связан у него с положительными эмоциями. А значит, и в школе он будет лучше понимать, запоминать и анализировать. Какие игры помогут в развитии малыша?

Любые, которые нравятся ребенку. Ведь если малыш будет с интересом строить башенку и при этом считать кубики, или играть в животных, слушая при этом рассказ воспитателя об их поведении, то он быстрее запомнит новую информацию и сможет ее применить. Конечно, есть и специальные игры для развития малыша. Пробовать можно разные, но важно подобрать лишь те игры, которые вызывают положительные эмоции ребенка. Вот основные игры:

  • для мышления и логики – различные загадки, головоломки;
  • • на развитие речи – сочинение сказок, игра в домашнем театре (пальчиковый, настоящий или театр теней)
  • • для укрепления памяти – например, найди пару, угадай, какой предмет пропал;• для воображения – например, нарисовать музыку или закончить рассказ.Конечно, важно заниматься с малышом творчеством. Очень много нового можно узнать в процессе рисования или лепки, прослушивания музыки или игры на музыкальном инструменте, пения или танца, создания аппликаций. Возможностей тут много. Главное, надо помнить, если ребенок не любит спокойные игры, не стоит усаживать его за лепку или рисование. В этом случае, лучше заняться домашним театром, потанцевать. И наоборот, спокойного малыша не стоит занимать нелюбимым делом – прыгать, бегать. Пускай рисует или поет. Не забывайте о связи эмоций с интеллектуальным развитием. Что касается возраста, конечно, игры должны соответствовать возрасту малыша. Если он совсем мал, подойдут разные карточки, погремушки, мягкие кубики и мячики. Немного позже необходимы пирамидки, кубики. Ну, а в младшем и старшем дошкольном возрасте можно выбирать специальные игры-головоломки, конструкторы. Их можно приобрести в специализированных магазинах. Итак, хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и образованным? Не забывайте о его настроении, эмоциях и желаниях. Находите такие решения, которые помогут малышу учиться с удовольствием. Тогда и в детском саду ребенок будет получать положительные эмоции, ведь он привыкнет к тому, что учеба, познание, получение новой информации – это хорошо. Если же на некоторых занятиях будет скучно, в силах воспитателя сделать увлекательным выполнение заданий. Для того чтобы сделать интересное занятие, необходимо 3 шага
  1. Шаг: Тема (конкретную тему)
  2. Шаг: Идея (для чего это нужно)
  3. Шаг: Конфликт (герой и антигерой)

Таким образом мы строим НОД используя принцип вовлеченности, через драматургию

  1. Что такое драматургия- это теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция.
  2. Композиционное построение сценария НОД:

1.Экспозиция (знакомство - организационный момент)

2.Завязка (мотивация – вовлеченность детей)

3.Развитие действия (даем знания – основная часть)

4.Кульминация (финальное столкновение – даем упражнение или задание)

5.Развязка (рефлексия – даем домашнее задание или задаем вопросы)

  

Выступление на семинаре

«Путешествие в мир профессий»

Технология эмоционально-интеллектуального развития позволяет проводить занятия в разных образовательных областях. На примере занятия «Знакомство с профессией повар», представляю вашему вниманию ситуацию создания эмоционального отклика детей, формирования коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения  при ознакомлении с профессией повар во второй младшей группе.

Итак, начнём издалека. Моя работа над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников продолжается второй год. Первый год я вникала в суть, разбиралась, что же такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен. Прошла курсы «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников, через развивающую среду и игры». Так что же такое EQ?

Эмоциональный интеллект это способность понимать свои и чужие эмоции, умение прогнозировать реакции, идти к своей цели и не сдаваться. Это умение управлять своим эмоциональным состоянием и понимать эмоции, мотивы и реакции окружающих, делать эмоции ресурсом для достижения цели.

В дошкольном возрасте свойственные детям чувствительность и неопытность часто приводят к сильным эмоциональным всплескам, хаотичным потокам чувств разной полярности. Неспособность обуздать эти потоки создает сильнейший стресс, и, как следствие, могут возникать и физиологические нарушения – страдает сон, появляются сложности в питании, неуспеваемость в развитии, агрессия, апатия. Таким образом, в развитии дошкольников эмоциональный интеллект играет одну из ключевых ролей.

При этом ребенок, для которого в дошкольном периоде создаются условия, предусмотрены предпосылки для формирования компетенции понимания и управления своими эмоциями, в будущем способен придавать своим чувствам верный смысл и давать в ответ адекватную реакцию в поведении. Даже непродолжительная работа над развитием EQ может дать существенные положительные результаты. В начале учебного года мною разработана программа дополнительного образования «Радуга эмоций»

Цель программы:

Создание условий для естественного педагогического развития ребенка.

Задачи:    

  1. Развивать эмоциональную сферу. Вводить ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения.
  3. Развивать волевую сферу – произвольность и психические процессы, саморегуляцию, необходимую для успешного обучения в школе.
  4. Развивать личностную сферу – формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе.
  5. Развивать интеллектуальную сферу – развивать мыслительные умения, наглядно-действенные, наглядно-образные, словесно-логические, творческие и критическое мышления.
  6. Формировать позитивную мотивацию к обучению.
  7. Развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение.

В январе 2020 года проведен промежуточный мониторинг, в котором видна положительная динамика. Дети стали позитивнее относится к друг другу.

Называют, узнают по пиктограмме эмоциональное состояние радость, грусть, гнев. Знают некоторые способы выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).

Родители отмечают, что со снижением стресса у ребенка улучшаются сон, питание, наблюдается формирование позитивной позиции во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Проведя несколько занятий по сценарной карточке, сделала выводы, что детей это увлекает, занятия проходят интересными. Итак, хотите, чтобы ваши дети росли умными и образованными? Не забывайте о его настроении, эмоциях и желаниях. Находите такие решения, которые помогут малышу учиться с удовольствием. Тогда и в детском саду ребенок будет получать положительные эмоции, ведь он привыкнет к тому, что учеба, познание, получение новой информации – это хорошо. Если же на некоторых занятиях будет скучно, в силах воспитателя сделать увлекательным выполнение заданий.

Для того чтобы сделать интересное занятие, необходимо 3 шага

  1. Шаг: Тема (конкретную тему)
  2. Шаг: Идея (для чего это нужно)
  3. Шаг: Конфликт (герой и антигерой)

Таким образом мы строим НОД используя принцип вовлеченности, через драматургию

  1. Что такое драматургия- это теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция.
  2. Композиционное построение сценария НОД:

1.Экспозиция (знакомство - организационный момент)

2.Завязка (мотивация – вовлеченность детей)

3.Развитие действия (даем знания – основная часть)

4.Кульминация (финальное столкновение – даем упражнение или задание)

5.Развязка (рефлексия – даем домашнее задание или задаем вопросы)

Тема НОД:

Идея:

Конфликт:

Активности по 5 видам контента

Слушают:

музыкальный

фрагмент;

аудио текст; рассказ воспитателя.

Смотрят:

 

видео

картинки на бумаге

рисунок на доске (фланелеграфе)

Делают:

 

собирают пазлы; рисуют схему; делают аппликацию.

Говорят:

 

участвуют в дискуссии; проговаривают фразы

в разных интонациях;

обсуждают в парах

Анализируют:

ищут ответ на вопрос

в тексте;

сравнивают разные

данные;

придумывают

решение проблемы

         

d1

 

d2

Семинар – практикум

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Вступительное слово

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о эмоциональном развитии детей дошкольного возраста и его важности, как неотъемлемой части становления гармонично развитой личности.

В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру. Вся жизнь человека построена на чувствах, ощущениях, эмоциях. Познавая действительность человек, так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Эмоции неотделимы от личности, потому что они более всего характеризуют ее суть, характер, индивидуальность. Эмоции имеют большое значение для человека, потому что они порождают различные реакции психики на объект или ситуацию. Совершенствование высших эмоций означает личностное развитие ее владельца.

Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: определить ожидания и надежды педагогов от работы на семинарском занятии.

В сказках золотая рыбка всегда исполняет желания, и предлагает каждому участнику написать свои желания на время семинара на стикере (не более трех), озвучить их и прикрепить стикеры с надписями на доску.

 Возможны следующие варианты ожиданий:

- Получить новую и полезную информацию по проблеме;

- Обменяться опытом работы;

- Находиться в дружеской атмосфере и т.д.

Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развитие взаимопонимания в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи.

Задача: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждения о передаче прикосновением.

Теоретическая часть.

Эмоциональное развитие в раннем детстве

Эмоции продолжают играть значительную роль в обеспечении психического благополучия ребенка раннего возраста. Ребенок еще не умеет управлять своими эмоциями, сдерживать нежелательные их проявления. Поэтому вся активность ребенка отчетливо эмоциональная, окрашенная положительными или отрицательными переживаниями. Взрослый направляет эмоциональную жизнь малыша. Когда малыш расстроен, взрослый подбадривает, переключает на другую деятельность; усталость, раздражительность, слишком бурные проявления эмоций свидетельствуют о перевозбуждении нервной системы, на первый план выступает потребность в отдыхе, тогда взрослый успокаивает малыша, создает условия для сна.

Эмоции начинают играть функцию предвидения. Ребенок с радостью ожидает приятного события, однако такое ожидание часто вызывает истощение ребенка, которое проявляется гиперактивностью движений, их недостаточной скоординированностью, плаксивостью. Поэтому взрослому стоит вести себя спокойно, настойчиво требовать соблюдения ребенком режима дня, привычного распорядка.

Овладение предметно-манипулятивными действиями делают этот вид деятельности источником разнообразных переживаний ребенка. Он радуется, когда выполнение действий удаётся. И расстраивается, если предметное действие неудачное (чашка упала под стол, пластмассовый кувшин треснул, картонный кубик смялся). Возникают предпочтения среди игрушек, из них есть такие, которыми ребенок особенно часто и подолгу играет. Возникновение у ребенка мотивирующих представлений приводит к тому, что отсутствие любимой игрушки вызывает у него плач. Подобные реакции наблюдаются, если игрушку ребенок где-то забыл, потерял и тому подобное.

Негативные эмоции ребенка часто связаны с проявлениями кризиса 3-х лет, неправильно построенным общением со взрослым. Так, ребенок избегает контактов со взрослым, замыкается, если ему не предоставляется пространства для проявления инициативы в игре, в предметных действиях, ему запрещается самостоятельно выполнить тот или иной бытовой процесс.

 

 d3

  

Эмоциональное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте

Интенсивное развитие личности дошкольника определяет глубокие изменения в его эмоциональной сфере. Если в раннем возрасте эмоции обуславливались непосредственно окружающими влияниями, то у дошкольника они начинают проявляться в его отношении к тем или иным явлениям. Вследствие появляется опосредованность эмоций, они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми. Ребенок проявляет способность сдерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и до усвоенных норм поведения. Ребенок ориентируется на «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», все чаще «хочу» уступает место «надо». Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о должном поведении, особенно, когда он связан с игровой ролью. Зарождение личности дошкольника происходит на основе способности подчинять общественно важные мотивы (надо) своим импульсивным желанием (хочу). Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становятся переживания по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки: «что скажет мама?», «отец будет ругать». Представление ребенка о хорошем и плохом в собственном поведении служит источником этических чувств, ассоциируясь с добром и злом. В своих рисунках ребенок передает отношение к положительным героям, подробно прорисовывая их изображения, пользуясь разнообразным набором цветов. Злых героев малыш изображает ограниченной цветовой гаммой, в виде аморфных образов - это может быть просто черное пятно или что-то похожее на запутанный клубок темных нитей.

Обсуждение и закрепление основных положений на доске.

Психолог зачитывает обобщающие утверждения, участники закрепляют на доске, находя  их у себя в рабочих материалах.

Упражнение «Волшебный мешочек».

Инструкция:

Коллеги! Предлагаю вам вытащить по одной бумажке из волшебного мешочка, которая подскажет, что нам как педагогам нужно сделать для эмоционального развития наших воспитанников. Тянем и зачитываем.

Итак, воспитание эмоционально зрелой личности, ее переживаний и чувств, начиная с первых лет жизни, остается важной педагогической задачей, поскольку эмоциональное отношение к окружающему миру приводит к цели, на достижение которой будут использованы полученные ребенком знания и умения. Способность к эмоциональным переживаниям проявляется сразу после появления ребенка на свет, а период дошкольного детства считают «золотым веком» эмоциональной жизни. В течение первых шести лет закладывается основа развития эмоционально-чувственной сферы человека, что является залогом его нормального психического развития, гарантии взросления гармоничной личности.

Для полноценного эмоционально-ценностного развития дошкольников педагогам следует знать не только индивидуальные особенности развития каждого ребенка, но и то, на что именно нужно обращать внимание в каждом возрастном периоде.

Процесс устранения отклонений в эмоциональной сфере дошкольника тяжелый и длительный. Однако систематическая всесторонняя работа в этом направлении дает положительные сдвиги. Развивая детские эмоции, создавая условия для получения им как можно больших эмоционально положительных переживаний в коллективных играх, общении, творчестве, обучая ребенка регулировать свое поведение под влиянием эмоций, находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций, можно добиться того, что ребенок со временем будет получать удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми. Положительные навыки общения станут привычкой, появится вера ребенка в свои силы, он научится принимать, понимать и сравнивать своих сверстников.

Упражнение «Тренируем эмоции»

Предлагаем нахмуриться, как: осенняя туча, разъярённый человек, злая волшебница.

Улыбнуться, как: кот на солнышке, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, как будто вы увидели чудо.

Разозлиться, как: ребенок, у которого забрали мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили.

Испугаться, как: ребенок, который потерялся в лесу, заяц, увидел волка, котенок, на которого лает собака.

Выразить усталость, как: папа после работы, человек, поднявший что-то тяжелое, муравей, что волочет большую муху

Изобразить: туриста, который снял тяжелый рюкзак, ребенка, что хорошо потрудился, помогая маме, уставшего воина после победы.

Упражнение «Сказочный вернисаж».

Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение рассуждать нестереотипно.

Психолог: «Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - это основа развития эмоциональности. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Итак, начинаем».

В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух человек, и только благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо?

(Красная шапочка.)

Назовите сказку, в которой различные по своему социальному статусу герои занимали поочередно помещение, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось оставить незаконно занятую территорию.

(Теремок)

Назовите сказку, в которой говорится о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. (Колобок.)

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги каждый обводит свою левую руку. Каждый палец - это определенная позиция, по поводу которой необходимо высказать свое мнение.

Большой - для меня было важным и интересным ...

Указательный – на этот вопрос я получил конкретную рекомендацию ...

Средний - мне было трудно (мне не понравилось) ...

Безымянный - моя оценка психологической атмосферы ...

Мизинец - для меня было недостаточно ...

Кто на сайте

Сейчас на сайте 46 гостей и нет пользователей

Авторские права

© 2024 Информационно методический центр Управления образования Администрации . Все права защищены.
Joomla! CMS - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
© 2024 Информационно-методический центр Управления образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.